- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Бухгалтерский и налоговый учет товарных запасов, проблемы и перспективы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012479 |
Тема: | Бухгалтерский и налоговый учет товарных запасов, проблемы и перспективы |
Содержание
Бухгалтерский и налоговый учет товарных запасов: проблемы и перспективы СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 6 1.1 Основы организации бухгалтерского учета товарных запасов, его значение и задачи 6 1.2 Документальное оформление движения товарных запасов 12 1.3 Бухгалтерский и налоговый учет товарных запасов 19 ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ООО «МИСС» 25 2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика организации 25 2.2. Практика ведения бухгалтерского учета товарных запасов 28 2.3. Анализ организации налогового учета товарных запасов 32 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ООО «МИСС» 40 3.1. Проблемы организации и ведения бухгалтерского и налогового учета товарных запасов и методы их решения 40 3.2. Перспективы бухгалтерского и налогового учета товарных запасов 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49 ВВЕДЕНИЕ Розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Розничные торговые предприятия реализуют товар непосредственно покупателю, то есть являются завершающим этапом товарного обращения. Товары - материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. В бухгалтерском учете товары – это материально-производственные запасы, предназначенные для продажи. Для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией предприятию необходимо формировать товарные запасы. В настоящее время эффективное использование, анализ и учет материально-производственных запасов, является стратегически важным для организации, так как влияет на её конкурентоспособность, а также перспективу расширения экономического потенциала. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы. Цель написания выпускной квалификационной работы - исследование особенностей бухгалтерского и налогового учета товарных запасов, а также возникающих при этом проблем и перспектив. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: 1. Изучить теоретические аспекты бухгалтерского и налогового учета товарных запасов; 2. Изучить основы организации учета товарных запасов; 3. Рассмотреть документальное оформление движения товарных запасов; 4. Проанализировать ведение бухгалтерского и налогового учета в ООО «Мисс»; 5. Рассмотреть проблемы и перспективы бухгалтерского и налогового учета товарный запасов в ООО «Мисс»; 6. Рассмотреть перспективы развития бухгалтерского и налогового учета товарных запасов. Объект исследования данной работы – продуктовый магазин розничной торговли ООО «Мисс». Предмет - принципы ведения бухгалтерского и налогового учета в ООО «Мисс». В работе были использованы книги - труды зарубежных и отечественных авторов, являющихся специалистами в рассматриваемой области, законодательные и нормативно-правовые акты, материалы, опубликованные в периодических изданиях, с научных конференций. В трудах ведущих специалистов по бухгалтерскому и налоговому учету: Керимова В.Э., Кировой Е.А., Захаровой А.В. и многих других, изучены и разработаны вопросы ведения учета товарных запасов в организациях. В работе использовались общепринятые научные методы исследования, в числе которых можно выделить изучение и анализ научной литературы, системный подход, сравнение, группировка, анализ, синтез и другие. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 8 разделом, списка использованных источников и заключения. В первой главе работы будут рассмотрены основы организации учета товарных запасов, его значение и задачи, документальное оформление движение товарных запасов, бухгалтерский и налоговый учет товарных запасов. Во второй главе будет рассмотрен бухгалтерский и налоговый учет товарных запасов в ООО «Мисс» для чего будет дана организационно-правовая и экономическая характеристика организации, проанализирована практика ведения бухгалтерского и налогового учета организацией. В третьей главе будут рассмотрены проблемы организации и ведения бухгалтерского и налогового учета товарных запасов в ООО «Мисс» и даны рекомендации по их устранению. Также были рассмотрены перспективы бухгалтерского и налогового учета товарных запасов. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в углублении и систематизации представлений о бухгалтерском и налоговом учете товарных запасов, применяемых на предприятии, занимающемся розничной торговлей. Результаты исследования могут быть применены для целей анализа ведения бухгалтерского и налогового учета товарных запасов в организации, а также использованы для проведения дальнейших исследований в данной области. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 1.1 Основы организации бухгалтерского учета товарных запасов, его значение и задачи Запасы - находящиеся на различных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления1. Материальные запасы - определяются как бухгалтерский термин для обозначения стоимости или количества сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции, которые хранятся для дальнейшего использования по мере возникновения потребности в них2. Имеется ряд классификаций запасов, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. Выделяют следующие основные признаки классификации. По месту нахождения запасы делятся на: • Производственные; • Товарные. Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией. По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать: • сырье и материалы, продовольствие; • производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие; • готовую продукцию; • вспомогательные материалы и т.п. Запасы - определяют как запасы различных материалов, незавершенной и готовой продукции, находящиеся в распоряжении предприятия, необходимые для обеспечения производства и его расширения в случае увеличения спроса. Основные цели создания запаса3: 1. повышение уровня обслуживания потребителей за счет размещения запасов рядом с местами продаж. 2. для защиты от непредвиденных колебаний спроса. 3. позволяет сгладить нарушения графика поставок. 4. снижение производственных затрат. 5. снижаются транспортные затраты. 6. снижаются затраты на приобретение. 7. позволяет избежать изменения цены. 8. защита от случайностей. Причины создания запасов: 1) Дискретность поставок и непрерывность потребления или несоответствие объема поставки объему потребления. 2) Непредсказуемые или планируемые изменения графика или объема поставок. 3) Колебания спроса. 4) Планируемые колебания спроса или изменения конъюнктуры рынка, связанные с сезонностью спроса или производства, инфляционные ожидания. 5) Запасы позволяют обеспечить бесперебойное обслуживание потребителей за счет их размещения рядом с клиентами. 6) Запасы позволяют снизить производственные затраты за счет стабильности производства. 7) Снижение затрат на приобретение и транспортировку крупных партий товаров. 8) Защита от инфляции. 9) Защита от непредвиденных обстоятельств и случайностей4. Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их систематическое образование и расходование; удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения и характеризуют соотношение между объемом спроса и товарного предложения. Классификация товарных запасов может проводиться в зависимости от их потребительского назначения (ассортиментной структуры товарных запасов). В соответствии с таким делением товары относятся к различным товарным группам, которых существует 57 для непродовольственных товаров и 35 для продовольственных товаров. Классификация товарных запасов по признаку регулярности их пополнения и использования делит товарные запасы на запасы товаров регулярного поступления и расходов, товарные запасы регулярного пополнения, использующиеся сезонно, товарные запасы регулярного использования, формирующиеся сезонно, и товарные запасы периодического обновления5. Еще одна классификация товарных запасов предназначена для деления товарных запасов в зависимости от потребительского спроса на соответствующие спросу (ходовые товары) и несоответствующие спросу (неходовые, завезенные сверх норматива, залежалые товары). В России бухгалтерский учет товарных запасов и порядок их отражения в финансовой отчетности регламентируется ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запасов»6, а в международных стандартах регламентируется МСФО (IAS) 2 «Запасы»7. Согласно ПБУ 5/01 товарные запасы — это часть материально-производственных запасов, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи8. В российских стандартах указано, что материально-производственные запасы, в том числе и товары, принимаются к учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью товарных запасов признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением возмещаемых налогов (НДС)9. Согласно международным стандартам товары при принятии к учету, оцениваются по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой цене продажи10. Чистая цена продажи — это расчетная продажная цена в ходе обычной деятельности за вычетом расчетных затрат, которые необходимо понести для продажи. Статьи расходов на приобретение товаров, которые включаются в себестоимость, в международных и российских стандартах одинаковы. К ним относятся: ? суммы, уплачиваемые согласно договору, поставщику; ? суммы, уплачиваемые сторонним организациям за информационные и консультативные услуги; ? таможенные пошлины; ? невозмещаемые налоги; ? вознаграждения, уплачиваемые посредникам ? затраты на доставку и погрузку/разгрузку ? затраты на доведение товаров до состояния, в котором их планируется продавать (фасовка). Методы оценки, используемые при отпуске товаров, в российских и международных стандартах различаются. Согласно ПБУ 5/01 применяются следующие методы оценки товаров при их списании в результате продажи11: 1) Метод ФИФО, который исходит из допущения, что товары, купленные первыми, будут первыми проданы, а товары, купленные последними, последними продаются, либо остаются в конце периода в запасах. 2) Способ оценки по себестоимости каждой единицы товаров, применяется для товарных запасов, используемых в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни) или товарных запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга. 3) Способ оценки по средней себестоимости. При применении данного способа оценка товарных запасов производится по каждой группе запасов путем деления общей себестоимости группы запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества на начало периода и поступивших в данном периоде. Согласно ПБУ12 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация, касающаяся товарных запасов: ? способы оценки товарных запасов по их группам; ? последствия изменений способов оценки товарных запасов; ? стоимость товарных запасов, переданных в залог; ? величина и движение резервов под снижение стоимости материальных ценностей. В настоящее время торговля является жизнеобеспечивающей отраслью народного хозяйства. Число торговых организаций растет с каждым годом. При этом существование в условиях рыночной конкуренции обязывает торговые организации постоянно искать способы повышения эффективности своей деятельности для поддержания конкурентоспособности13. Ни одно торговое предприятие не обходится без товарных запасов, которые обеспечивают непрерывность торговой деятельность. Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах организаций-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций. Однако создание и содержание товарных запасов могут приносить фирме лишние расходы. В настоящее время бухгалтеры и менеджеры торговых компаний совершают множество ошибок при бухгалтерском учете и планировании товарных запасов, что приводит к штрафам и убыткам, которые отражаются на финансовом состоянии предприятий14. Можно сделать вывод, что товарные запасы — это масса товаров, находящихся в обращении, в процессе движения из сферы производства к потребителю. Товарные запасы необходимы для обеспечения нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы имеют обширную классификацию. Они разделяются по назначению, по месту формирования, по признаку нахождения в составе товарных запасов розничной торговли, по зависимости от их потребительского назначения, признаку регулярности их пополнения и использования. Учет товарных запасов регламентируются ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запасов»15. 1.2 Документальное оформление движения товарных запасов Получение запасов у поставщиков осуществляется на основании доверенности, выдаваемой должностному лицу для подтверждения его права выступать в качестве доверенного лица предприятия. Выданные доверенности регистрируют в «Журнале учета выданных доверенностей» и подписываются руководителем, гл. бухгалтером и лицом получившим ее. Поступление ТМЗ от поставщика оформляется счетом – фактурой, товарно – транспортной накладной, отпуск ТМЗ – расходной накладной, требованием, лимитно – заборной картой и др16. Поступившие на склад материалы подвергаются проверке по количеству, качеству, ассортименту, указанным в сопроводительных документах. Проверка производится в день поступления ТМЗ путем выписки приходного ордера (приходной накладной). Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления приемки запасов, имеющих расхождения с данными сопроводительных документов поставщиков или же поступление ТМЗ без документов. Акт оформляется в 2-х экземплярах (1-й для бухгалтерии, 2-й для отправления претензии поставщику) составляет приемная комиссия с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя или представителя незаинтересованной стороны. Учет ТМЗ на складах ведут материально ответственные лица в карточках складского учета материалов (ф. № М-17), по каждому номенклатурному номеру запаса. На складе ведется количественный учет, а в бухгалтерии запасы учитываются в суммарном выражении по листам хранения на субсчетах и группе запасов. Данные по приходу и расходу группируются отдельно в накопительных ведомостях, затем данные заносят в «Ведомость учета и движения материалов». Списание израсходованных или реализованных материалов в бухгалтерском учете производится по их фактической себестоимости. Себестоимость реализуемых ТМЗ признается как расход в том отчетном периоде, в котором прознается связанный с ним доход. Суммы списаний и потерь ТМЦ признаются как расход в течение того отчетного периода, в котором произошло списание или понесен убыток. Правильному учету ТМЗ способствует, как правило, инвентаризация. Первичные документы составляются в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Материалы приходуются и хранятся на складе на основании соответствующих документов. Со склада организации товары отпускаются на сторону в порядке реализации. По учету движения товарно-материальных запасов применяются следующие типовые документы: - доверенность; - журнал учета выданных доверенностей; - счет-фактура; - приходный ордер; - акт о приемке запасов; - акт на списание товарно-материальных ценностей; - карточка учета запасов; - накладная на отпуск товарно-материальных ценностей на сторону17. Поставщики, отгружая запасы покупателю, требуют от него доверенность. В этой связи получение запасов и товаров от поставщиков оформляется доверенностью. Доверенностью признается письменное уполномочие отдельного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое другому лицу (поверенному) (ст. 167 Гражданского кодекса РК)18. Доверенность применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного субъекта при получении материальных запасов. Доверенность оформляет бухгалтерия и выдает под расписку получателю. Доверенности, заверенные печатью, могут быть разовыми или постоянными. Основными требованиями к реквизитам доверенности являются: - срок действия; - наименование и почтовый адрес потребителя; - наименование и почтовый адрес плательщика (если потребитель и плательщик являются одним и тем лицом, то по строке "наименование плательщика" пишется "он же"); - текущий банковский счет, наименование банка плательщика; - номер доверенности; - дата выдачи; - фамилия, имя и отчество поверенного; - данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность поверенного; - номер и дата накладной (другого заменяющего документа)19. Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером (или лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета) и заверяется печатью. Выдача доверенности с незаполненными реквизитами и без образцов подписи лиц, на имя которых они выписаны, не производится. При выдаче доверенности следует иметь в виду, что перечень товаров, подлежащих получению, записывается на оборотной стороне доверенности тогда, когда в документе на отпуск (контракте и т.д.) не приведены наименования и количество запасов, подлежащих получению. Если ассортимент подлежащих получению материалов велик или же однороден по наименованиям, но с большим разнообразием цен, запись может производиться в одну строчку с указанием общего количества и суммы. В случае, когда материалы подлежат получению с одного склада, но по нескольким накладным (другим заменяющим документам), доверитель может выдать поверенному одну доверенность. При этом в ней указываются номера и выдачи всех накладных (других заменяющих документов). Если материалы подлежат получению одним поверенным на нескольких складах, то выдаются отдельные доверенности для предъявления их на каждом складе. Поверенное лицо на следующий день после каждого получения материалов, независимо от того, получены они по доверенности полностью или частями, предоставляет в бухгалтерию доверителя или лицу, осуществляющему ведение бухгалтерского учета, документы о выполнении поручений и о сдаче материалов на склад или соответствующему материально ответственному лицу. Поверенному лицу, которое не отчиталось в использовании доверенности по истечении срока, новые доверенности не выдаются. Срок действия доверенности устанавливается в течение 10 дней. Поверенный лично совершает действия, на которые он уполномочен доверителем. Он может передоверять их совершение другому лицу в случае, если уполномочен на это доверителем, либо вынужден передоверить совершение действий, на которое уполномочен, другому лицу в силу сложившихся обстоятельств для охраны интересов доверителя. Выписанная доверенность должна быть зарегистрирована в журнале учета доверенностей и ей необходимо присвоить регистрационный номер. Счет-фактуру выписывает поставщик, отражая в ней перечень отгружаемых запасов. Счет-фактура как товарный документ сопровождает запасы на всем пути их следования от поставщика до покупателя. Счет - фактуру выписывают в четырех экземплярах. Первый остается у поставщика, второй предназначен покупателю, третий и четвертый прилагают к расчетным документам для передачи в банк (оплата за поставку). В зависимости от формы расчетов, согласованной договором поставки, учетным документом может служить товарно-транспортная накладная и платёжное поручение. Акт о приемке товарно-материальных запасов применяется для оформления приемки запасов, имеющих количественное и качественное расхождение с данными сопроводительных документов поставщиков; составляется также при приемке материалов, поступающих без документов. Акт о приемке материалов в двух экземплярах составляет приемная комиссия с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (товарно-транспортных накладных, спецификаций и т.д.) передают: один экземпляр в бухгалтерию для учета движения материальных запасов, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Приходный ордер применяется для учета товаров, поступающих от поставщиков. При выписке заполняются графы: номер склада, наименование поставщика, наименование материала, номенклатурный номер, единица измерения, количество (по документу и принято). Приходный ордер подписывается кладовщиком. Документы (счета-фактуры, другие расчетные документы на НДС) поставщиков со всеми приложениями к ним (спецификациями, сертификатами, квитанциями транспортных накладных) поступают в бухгалтерию. Здесь проверяют правильность их заполнения, достоверность выведенных итоговых сумм, расчет НДС и т.д. Затем эти документы записывают в журнал регистрации счетов поставщиков. Регистрационный номер журнала присваивают документу как порядковый номер. В бухгалтерии открывают акцепт этих документов, если из отдела снабжения не поступил отказ от акцепта. Документы передает бухгалтерия под роспись менеджеру отдела снабжения для управления ходом поступления товаров и своевременности их оприходования. В отделе снабжения эти документы проверяют по срокам отгрузки, выполнению условий договора поставки, цене, объему, ассортименту, качеству поставляемой продукции. Документы регистрируют в журнале учета поступающих грузов в хронологическом порядке. После соответствующих записей в журнале делается отметка: подлежит полностью оплате или частично, или совсем не оплачивать. Последнее возможно, если товар ошибочно адресован организации. Затем документы передаются отделом снабжения заведующему складом под роспись в журнале о получении документов для приемки оприходования полученных материалов. Полученные счета на поступившие грузы заведующий складом обязан хранить в отдельной папке. Поступившие запасы приходуются на складе на основании счетов поставщиков. В течение месяца о непоступившем грузе сообщается заведующему складом отдела снабжения. Менеджеры отдела снабжения в журнале учета поступающих грузов делают отметки, а на неприбывший груз делают запрос о розыске груза, о чем производится запись в учетном регистре или в машинограмме. Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации. В первичных документах на отпуск материалов указываются наименования материалов, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: норм и наименование заказа, для изготовления которого отпускаются материалы. На фактически израсходованные материалы составляется акт расхода, в котором указывается наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер и наименование заказа, для изготовления которого они израсходованы, количество и сумма расхода сверх норм и их причины. Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень разделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией. Отпуск материалов со складов организации на производство, как правило должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов. Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями (должностными лицами) по решению руководителя организации. Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно - заборная карта, требование-накладная, накладная. Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а так же для контроля за соблюдением лимитов. Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организации, выполняющими снабженческие или планирующие функции, в 2 экземплярах сроком на один месяц. В конце месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации. В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) "сверх лимита". Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указывается причины сверхлимитного отпуска материалов. К сверхлимитному отпуску материалов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака и покрытием перерасхода материалов. При получении материалов для производства изделий взамен забранной и для исправления брака к лимитно- заборной карте или требованию- накладной прилагаются акты о браке с указанием шифра изделия, детали или размера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция. При замене материалов, предусмотренных установленными для изделия (продукции) технологией, другим материалом, оформляется требование на замену. Первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных запасов поступают в бухгалтерию, где они прежде всего подвергаются контролю по существу операций и правильности их оформления. Готовую продукцию из производства приходуют по приемосдаточным накладным. Приемосдаточная накладная выписывается в двух экземплярах. После сдачи готовой продукции на склад один экземпляр накладной остается на складе, второй - в цехе. В накладной, наряду с показателями выпуска продукции, приведены данные оперативного учета реализации продукции. Эту форму применяют для учета деталей кооперированных поставок отдельным заказчикам, изготовляемых в большой номенклатуре. Для оперативного наблюдения за ходом выполнения производственных заданий и обсчета стоимости выпущенной готовой продукции применяют "Сводку выпуска продукции". По сводке может осуществляться оприходование продукции за месяц. В этом случае к ней прилагаются соответствующие накладные. 1.3 Бухгалтерский и налоговый учет товарных запасов Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности20. В учетной политике организации необходимо отразить график документооборота запасов и выбрать способ учета запасов. График документооборота — это представленная в табличном виде информация, описывающая регламент движения первичных документов и их обработки на всех этапах «жизни»: от момента создания до передачи на хранение. Составление графика документооборота организует бухгалтер. График этот утверждается приказом руководителя предприятия. Каждая организация вправе самостоятельно устанавливать конкретный график документооборота. График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. В учетной политике организации необходимо отразить способ отражения операций по приобретению товаров, а также способ их оценки в целях учета. Учет товаров в бухгалтерском учете ведется на активном счете 41 «Товары». Все приходные и расходные документы по движению товарных запасов материально ответственным лицом ежедневно сдаются в бухгалтерию вместе с товарным отчетом. В организации могут быть установлены иные сроки сдачи товарных отчетов в бухгалтерию, однако, как правило, срок сдачи данных документов устанавливается не реже, чем один раз в три дня. Рассмотрим сортовой способ бухгалтерского учета товарных запасов. Данным способом предусматривается ведение карточек количественно-суммового учета на каждый сорт (категорию) и цену продукта. В таких карточках отражается остаток товаров, их приход и расход в количественном и стоимостном выражении. По окончании месяца в карточке производится подсчет оборотов за месяц, определяются остатки, и на основании этих данных составляется оборотная ведомость. Итоговая строка оборотной ведомости должна быть равна оборотам и сальдо синтетического счета 41 «Товары». На основании оборотной ведомости сверяются данные бухгалтерского и складского учета. После проведения сверки, данный факт заверяется подписями бухгалтера и материально ответственного лица. Сальдовый способ бухгалтерского учета. Как правило, на предприятиях общепита такой учет ведется в следующем порядке: - в бухгалтерии – суммарно в денежном выражении по учетным ценам; - в местах хранения (кладовой) – по наименованию, сорту (категории), цене и количеству продуктов и товаров (в товарной книге или карточках). Один раз в неделю бухгалтер в кладовой проводит сплошную проверку записей в карточках складского учета, с данными приходно-расходных документов, представленных в бухгалтерию вместе с товарным отчетом. Правильность определения остатка товара на день проверки бухгалтер подтверждает своей подписью с указанием даты. На первое число месяца на основании проверенных карточек составляются сальдовые ведомости по складам и материально ответственным лицам с подсчетом в них промежуточных итогов по товарным группам (для удобства сверки с суммовыми карточками в бухгалтерии). В сальдовую книгу заносятся остатки по каждому товару в количественном выражении по наименованиям, на основании данных складского учета с указанием цены. Затем определяется общая стоимость товаров. Общий итог по сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и с имеющимся остатком по счету 41 «Товары». Ведомость остатков продуктов и товаров открывается на год. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации 21. Сведем в таблицу 1 различия в оценке при бухгалтерском и налоговом учете товарных запасов. Таблица 1 - Бухгалтерский и налоговый учет товаров/запасов22 Наименование операции Бухгалтерский учет Налоговый учет Формирование стоимости покупных товаров В сумме затрат на приобретение, в т.ч.: - расходы на доставку, погрузку и разгрузку, если учетной политикой не предусмотрен учет этих расходов на сч. 44 (п. 6 и 13 ПБУ5/01); - комиссионные вознаграждения посредникам; - расходы по страхованию на время перевозки, если учетной политикой не предусмотрен учет этих расходов на сч. 44 (п. 6 и 13 ПБУ5/01); - консультационные, информационные услуги, связанные с приобретением; - суммовые разницы, возникшие до принятия товаров к учету (п. 6 ПБУ 5/01) В сумме затрат на приобретение, в т.ч.: - расходы на доставку, погрузку и разгрузку если по условиям договора эти расходы включены в стоимость товаров (пп.3 п.1 ст. 268 и ст. 320 НК) Ограничение Не включаются в стоимость товаров следующие расходы: - комиссионные вознаграждения посредникам (пп. 3 п. 1 ст. 268 и ст. 320 НК); - расходы по страхованию на время перевозки (пп.5 п. 1 ст. 253 НК); - консультационные, информационные услуги, связанные с приобретением (пп. 3 п. 1 ст. 268 и ст. 320 НК); - суммовые разницы, возникшие по расчетам, связанным с приобретением товаров; - налоги, учитываемые в составе расходов. Реализация товаров - по себестоимости каждой единицы; - по средней себестоимости; - способ ФИФО. - по средней стоимости; - способ ФИФО; - по стоимости единицы товара. Продолжение таблицы 1 Незавершенное производство - по фактической производственной себестоимости; - по нормативной (плановой) производственной себестоимости; - по прямым статьям затрат; - по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов; - по фактическим производственным затратам (при позаказном производстве) По сумме прямых расходов: - в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных измерителях), за минусом технологических потерь; - пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов; - пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной сметной) стоимости продукции Готовая продукция на складе - по фактической производственной себестоимости; - по нормативной (плановой) производственной себестоимости; - по прямым статьям затрат По прямым расходам пропорционально доле остатков ГП в общем объеме выпущенной продукции (в натуральных измерителях) за минусом суммы прямых расходов, приходящихся на остаток НЗП Отгруженная, но не реализованная продукция Пропорционально доле остатков отгруженной, но не реализованной продукции в общем объеме отгруженной продукции (в натуральных измерителях) По прямым расходам пропорционально доле остатков отгруженной, но не реализованной продукции в общем объеме отгруженной продукции (в натуральных измерителях), за минусом суммы прямых расходов, приходящихся на остаток ГП на складе Как видно из таблицы 1 основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом товарных запасов проявляются в порядке исчисления фактической себестоимости. Налоговый учет имеет....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: